Поиск
  • chasing-my-dream.ru

Как я провел 7 дней в Марокко в поисках волшебного Магриба. Мои приключения на западе Африки.

Обновлено: 20 мая 2020 г.

Началось все прекрасным теплым зимним утром. Я сидел в аэропорту Бангкока и ждал своего вылета в Европу, в Дюссельдорф, чартерным рейсом Eurowings. Дальше у меня был рейс в Москву из Эйндховена авиакомпании "победа", а от Дюссельдорфа до Эйндховена я планировал добраться на автобусе Flixbus. Весь январь я провел в Таиланде и на Бали, настроение было отличным, билеты подвернулись недорогие, поводом для расстройства могла послужить только температура воздуха в Москве, куда мне предстояло вернуться.

Авиабилет из Европы в Марокко и обратно за 20 евро. Как добраться в Марокко из Москвы бюджетно.

Я открыл поисковик, задал ради интереса местом вылета "Германия", а местом прибытия выбрал "куда угодно". Результат меня более чем удивил. Один из 3 моих любимых лоукостеров, Ryanair предлагал долететь из Франкфурта в Марокко за 20 евро. Я обдумал все буквально за пару минут. А еще через 3 минуты билеты в марокканский город Агадир уже лежали у меня на почте. Я решил поехать в загадочное Марокко вместо холодной Москвы. Билетом "победы" пришлось пожертвовать во имя новых приключений. Тем более, Марокко - это та страна, где давно хотелось побывать. Попутно был куплен новый билет на автобус Flixbus, который довез меня от Дюссельдорфа во Франкфурт. Можно, конечно, не заморачиваться и купить прямой перелет в Марокко из Москвы. Если повезет, получится купить за 150 или 200 евро, особенно если брать такой авиабилет заранее. Но это был не мой случай.

Немного перемотаем время перелетов и трансферов. И вот я схожу по трапу в теплом Агадире. В январе там, в целом, весьма прохладно, однако гораздо теплее, чем в Европе, из которой я прилетел. Утром было градусов 18 тепла. В Марокко для россиян въезд безвизовый на 90 дней, никаких проблем на границе не было, даже обратный билет не посмотрели. Его я купил гораздо позже, это был рейс Ryanair из Феса в Венецию за 25 евро.

Сотовая связь в Марокко. Сим карта Orange Maroc. Марокканские дирхамы и обмен валюты.

После прохождения пограничного контроля я купил в аэропорту сим карту оператора Orange, 5 гигабайт интернета обошлись примерно в 5 долларов, что весьма гуманно. А также поменял 20 евро на первое время. Валюта Марокко - марокканский дирхам, в дальнейшем я всегда старался обменивать деньги только в банках, либо же платить своей картой Visa Signature на месте. Только однажды я менял деньги вне банка, на центральной площади Марракеша, там тоже, на удивление, обошлось без приключений. О том, какие деньги и карты я беру с собой в поездку, есть отдельная статья.

Как доехать из аэропорта Агадира в город.

На выходе из здания аэропорта прилетающих туристов ждали только такси по завышенным ценам. Автобуса в аэропорту Агадира нет, но есть небольшая хитрость. Если дойти до трассы неподалеку, можно поймать автобус до города или же машину в разы дешевле, чем предлагают таксисты в аэропорту. Чем я и решил воспользоваться.

По прошествии 10 минут мы с моим новым знакомым, дедом-путешественником из Германии, поймали машину до Агадира. Перед этим был небольшой конфликт, остановившиеся рядом таксисты на повышенных тонах начали общаться с нашим водителем за то, что он собирался вести нас по цене для местных. Они даже пытались устроить подобие погони, но быстро отстали.

Достопримечательности и отели Агадира. Марокканский фастфуд и рестораны. Супермаркеты Carrefour.

город Агадир самобытно по миру в Марокко
Город Агадир

Мы с дедом распрощались в центре Агадира, обменявшись контактами. Я же решил позавтракать и заглянул в ближайший Макдоналдс. На 60 марокканских дирхам, что примерно равно 6 евро, я взял себе завтрак и кофе. С едой в Марокко, особенно в крупных городах, нет никаких проблем, тут много как европейского фастфуда и ресторанов, так и местных кафе. Помимо этого, в супермаркетах, например Carrefour, изобилие привычных нам товаров, можно без проблем приготовить что-то самому, если есть возможность. Особенно прекрасны мандарины, на доллар можно купить килограмма 3.

Отель, который я выбрал, был неподалеку. Назывался он Residence Yasmina. За 20 евро я получил большой номер со спальней, залом, собственной ванной и даже небольшой кухней. Единственным минусом, как впрочем и везде в Марокко зимой, было отсутствие отопления. Ночью было прохладно.

Из развлечений Агадира можно выделить лишь пару-тройку интересных мест. Весь день я провел на пляже Агадира - Agadir beach. Купаться было прохладно, однако теплое солнце и приятный морской бриз позитивно сказывались на настроении и общем состоянии.

на пляже Агадира самобытно по миру
пляж Агадира

Ближе к вечеру я прогулялся по променаду там же на пляже - Seafront promenade. После 5 вечера весь город выходит на прогулку именно туда. Там есть кафе, рестораны представления, в общем вечером всегда будет, чем себя развлечь. Далее, если двигаться в сторону горы, можно увидеть район Агадир Марина (Marina D`agadir). Это район с европейскими кафе, респектабельными домами и яхтами. Если пройти сквозь него, можно дойти до остановки автобуса, который возит на гору, где раскинулась старая крепость Агадира - Agadir Oufella Ruins. От самой крепости осталось мало, но вид на Атлантический океан и город прекрасен. На вершине будет много назойливых местных, которые будут пытаться навязаться гидами.

гуляю району Марина Агадир - самоюытно по миру
район Марина Агадир
крепость Агадир Офела  - самобытно по миру
крепость на горе

На следующий день утром я поехал на местный футбол в пригород Агадира - Дшеру. На матч местной футбольной команды Олимпик (Olympique Dcheira) я добирался на автобусе. Весьма экзотичное зрелище, местные очень удивились моему появлению. Причем как в автобусе, так и на стадионе. Футбол был конечно, посредственный, зато сама Дшера была как из фильмов про арабские конфликты. Разрушенные улицы, нищета вокруг, выжил - уже хорошо. Зато я увидел реальное Марокко, без туристического лоска, это всегда очень интересно.

на футбольном матче Олимпик Дшера в Агадире - самобытно по миру
футбольный матч
пригород Агадира - город Дшера - самобытно по миру
пригород Агадира - конец географии

Как путешествовать по Марокко на автобусе. Скоростные поезда в Марокко. Uber и такси.

Городскими автобусами в Агадире, как и в других крупных городах Марокко, очень удобно пользоваться, о них знает гугл, все маршруты есть на google maps.

Ближе к вечеру я отправился в Марракеш. Билет на междугородний автобус в Марокко очень просто купить на сайте автобусной компании CTM Maroc. Автобусное сообщение в Марокко очень развито, плюс я покупал билет на вокзале только лишь пару раз, остальные билеты брал онлайн. Помимо автобуса я один раз ездил на скоростном поезде из Касабланки в Танжер, причем расстояние в 350 км поезд проехал за пару часов, чем приятно удивил. Единственный минус - купить билет на поезд на сайте марокканских железных дорог ONCF нельзя без марокканской пластиковой карты. И за время, пока я шел до железнодорожной кассы в Касабланке, билет уже значительно подорожал из-за динамической цены. Также в крупны городах работают программы для заказа такси Careem и Uber. Их цены гораздо гуманнее, чем те, что предложат туристу таксисты. Из-за этого у них взаимная неприязнь, поэтому при заказе Uber в Марокко у водителя возможны проблемы с конкурентами. Лично я заказывал Uber в Касабланке пару раз и поездки закончились благополучно.

Чем заняться и где поесть в Марракеше. Отели в городе.

В Марракеше я заселился в отель в самом центре города, в медине (Medina Marrakesh). Сам отель назывался так же - Medina hotel и стоил всего 11 евро. Очень атмосферное место, с верандой на крыше и типичным марокканским двором-колодцем. Из минусов - как и везде в Марокко, там было холодно. И в номере не было своей ванной, а только общая на этаже, но такое в центре Марракеша повсеместно, за близость к достопримечательностям и атмосферность приходится жертвовать удобствами.

Площадь Марракеша Джема-эль-Фна входит в список объектов под охраной ЮНЕСКО. До нее мне от отеля было примерно 2 минуты пешком. Это очень атмосферное место, как из арабской сказки. На площади этой чего только нет: фокусники, акробаты, укротители змей, прекрасные свежевыжатые соки по 20 рублей за стакан, масса кафе и ресторанов, даже обмен валюты тут адекватный и без ухищрений. Вся эта вакханалия начинается после заката и до самой ночи.

вид на медину Марракеш с крыши отеля - самобытно по миру
медина Марракеш
площадь Джема-эль-Фна в Марракеше, самобытное путешествие в Марокко
площадь Джема-эль-Фна

Помимо этого можно побродить по Медине Марракеш, поглазеть на лавки, на то, как живут местные, особенно если забрести подальше. Во дворец Бахия я не ходил, там был платный вход и очередь, хотя он тоже находился недалеко от моего дома. Если пройтись минут 20 от Медины, то можно прийти в современный район Марракеша - Gueliz с европейскими магазинами и ресторанами. Когда мне надоедала арабская кухня в Медине - я отправлялся сюда за вкусным кофе и круассанами. Тут, как и во многом другом в Марокко, сказывается французское влияние. В целом, чтобы проникнуться атмосферой восточной сказки, в Марракеше хватит пары дней, так как смотреть тут кроме медины, Джамы-эль-Фны и пары мечетей не на что. На второй день утром я выписался из отеля и поехал в Касабланку.

мечеть в Марракеше - самобытно по миру
мечеть в Марракеше
прогулки по медине Марракеша - самобытно по миру
прогулки по медине Марракеша

Как я добрался до Касабланки из Марракеша. Достопримечательности Касабланки. Где я жил в городе.

В Касабланке у автобуса ctm две остановки, я вышел на той, что ближе к порту. Отель, выбранный мною в Касабланке, Hotel Central, находился неподалеку от него, в районе Ансьен Медина. За 20 евро я получил просторную комнату с высокими потолками с видом на океан, обогреватель и собственную ванну. Помимо этого, персонал был очень дружелюбный, они помогали мне во всех вопросах. Рядом с отелем было неплохое кафе, а также можно было поменять деньги в банке. Окружающий район, Ансьен медина Касабланка, был типичным для крупных городов Марокко - узкие улочки, палатки с барахлом и фруктами, щипачи и скаммеры, постоянно предлагающие свои услуги. Ну а район поприличнее, с европейскими магазинами, кафе и трамваями, находился неподалеку, возле площади United nations.

современный район Касабланки - самобытно по миру
современный район Касабланки
медина Касабланки, старый город
старый город Касабланки

Помимо этого, внимания в Касабланке заслуживает, пожалуй, только мечеть Хассана 2, парк вдоль набережной около нее с видом на маяк, и район у океана с клубами, барами и серферскими школами - La Corniche. Который чем-то напомнил мне прибрежные районы Сан-Франциско.

Я выделил на Касабланку 1 день, и этого было вполне достаточно, так смотреть, по большому счету, там особо нечего.

променад вдоль моря в Касабланке - самобытно по миру
променад вдоль моря
район Ля Корниш в Касабланке - самобытно по миру
район Корниш

В порту, на железнодорожной станции Casa Port, я приобрел билет на скоростной поезд до Танжера. Правда отправлялся он с другой станции - Casa Voyageurs, до которой мне пришлось ехать на автобусе. Там же в порту был Mcdonalds, Starbucks и еще пара кафе для тех, кто не очень любит арабскую еду.

У меня в запасе, перед вылетом в Венецию из Феса, оставалось 4 дня. И очень хотелось посмотреть два места: съездить на пароме из Танжера в Гибралтар и посетить необычный синий город - Шефшауэн. Именно поэтому тем же вечером скоростной поезд вез меня из Касабланки в Танжер навстречу приключениям.

скоростной поезд в Марокко, самобытно по миру
скоростной поезд
железнодорожная станция Каса Вояжерс в Касабланке
вокзал Касабланки

Поездка в Танжер. Можно ли добраться из Танжера в Гибралтар. Достопримечательности и отели в городе.

Танжер встретил меня холодом и туманом. Сказывалось его северное расположение, прямо на Гибралтарском проливе. От нового здания вокзала я добрался до медины Танжер на такси. Мой отель Dar Bargach находился в самом центре. За 20 евро я получил двор-колодец в марокканском стиле, неплохую, хоть и прохладную, комнату со своей ванной и террасу с отличным видом на Гибралтарский пролив. Только завтрак был посредственный, да хозяин плохо говорил на английском, но это мелочи.

Утром я отправился изучать вопрос доставки меня из Танжера в Гибралтар на практике. У меня на тот момент даже была британская виза для его посещения. К сожалению оказалось, что из главного порта Танжера отправится в Гибралтар на пароме напрямую нельзя, а можно только через испанские города Альхесирас или Тарифу, и стоила такая поездка в районе 40 евро в одну сторону. Такие расклады меня не устраивали, это бы заняло слишком много времени и стоило бы дороже, чем я потратил на билеты из Европы в Марокко в обе стороны. Пришлось отложить поездку в Гибралтар на следующий раз.

вид на старый город Танжер - самобытно по миру
вид на медину Танжера с крыши
дождь в Танжере - обычное явление зимой
дождливый север Марокко

Побродив по медине Танжера, очередном марокканском базаре под открытым небом по своей сути, я решил поехать к маяку неподалеку, на место, где встречаются Средиземное море и Атлантический океан - Cap Spartel. Потрясающий вид не был омрачен даже плохой погодой. Рядом с маяком были Геркулесовы пещеры, выход из которых к океану напоминает очертаниями африканский континент. Или кричащую голову, кому что ближе.

пещера Геркулеса в Танжере
пещера Геркулеса

Самый волшебный город Марокко - Шефшауэн.

Вернувшись в центр, я проехал на вокзал, чтобы купить в кассе билет на автобус в город Шефшауэн. Способов купить его онлайн не нашлось. Автобусная станция Gare Routiere Tanger представляла собой скопление старых автобусов и кричащих людей. С трудом отыскав нужный, я отправился в пятичасовое путешествие по горным серпантинам в сторону Шефшауэна, или, как его еще называют, Шавена.

Шефшауэн известен он своими домами, окрашенными в оттенки голубого и синего. Также он вплоть до середины 19 века был изолирован, поэтому сохранил свой необычный средневековый облик. Помимо Танжера, в Шефшауэн можно добраться из Тетуана и Феса.

улицы голубого города Шефшауэна - самобытное путешествие по миру в Марокко
улицы Шефшауэна
я на улице голубого города Шефшауэна - самобытное путешествие по миру в Марокко
Шефшауэн

Мой отель Dar Bleu Pearl был в самом центре старого города, от автостанции пришлось прогуляться пешком в гору. Да, смотреть город придется именно пешком, к этому надо быть готовым. Сам город был удивительный, такого обилия оттенков синего я не видел еще нигде. Фото получались очень колоритными практически в любом переулке в центре. Помимо множества лавок, в центре было изобилие разных ресторанов и кафе с невысокими ценами, голодным там не останется никто. Мне лично Шефшауэн, как и Марракеш, запомнились из марокканского путешествия больше всего, остальные города по своей сути были лишь жалкими подобиями этих двух.

площадь голубого города Шефшауэна - самобытное путешествие по миру в Марокко
Площадь в старом городе

Достопримечательности Феса. Как я блуждал по медине Феса в поисках отеля.

На следующее утро я отправился в город Фес на очередном обшарпанном автобусе. Почему-то именно на севере страны мне попадались такие, в других местах все было весьма прилично. Снова долгая дорога по горам - и вот я на месте. Тут начался квест с поиском отеля Dar el Moukhtar. Расположен он был в медине Феса - Fes El Bali. Эта медина была самой сложной, большой и запутанной из тех, что я видел. Плюс ко всему, местами телефон отказывался правильно определять местоположение из-за узости улиц. Примерно через полчаса блужданий я его все же нашел, точнее нашел место, где отель был указан на карте. Но не все оказалось просто - пришлось созваниваться с хозяевами отеля и просить меня встретить, так как отметка на карте была неверной.

крепостные стены города Фес - самобытно по миру
крепость Фес
старый город Фес эль Бали - самобытно по миру
старый город - Fes El Bali

Внутри отель представлял из себя традиционный марокканский гестхаус, с холодной комнатой, террасой наверху и, к счастью, собственной ванной комнатой.

Вечером я вышел прогуляться и найти кафе, и неизбежно привлек к себе внимание местных щипачей. Малец лет 15 радостно навязывал свое общение и собирался показать мне город. Обычно я такое считаю неприемлемым и тактично сливаюсь, но тут спорить и уходить от него не хотелось. Мы прогулялись с ним по медине Феса (Фес эль Бали), он показал мне местный тренажерный зал, пару знаковых мест для района и отвел в ресторан, в котором получил за меня % и цены в коем были явно выше нормальных. Помимо этого, очень назойливо клянчил в конце пару баксов. В общем, такое в Фесе повсеместно, будьте к этому готовы.

красильни Шуара в Фесе - самобытно по миру
красильни Феса

Утром я поел невкусный завтрак в отеле и решил посетить красильни Шуара (Chouara Tannery). Успев по дороге один раз немного заплутать. Как и в средневековые времена, там красят кожу животных прямо на открытом воздухе. Там есть одна хитрость - чтобы посмотреть красильни Шуара вам предложат пройти через магазин кожаных изделий и будут очень навязчиво предлагать что-нибудь купить. Этого можно избежать, если пройти с другой стороны, поднявшись повыше. Правда там тоже, скорее всего, придется поделиться долларом с работником красильни, который не преминет его попросить в конце.

Выводы по поездке в Марокко.

голодные коты в Фесе, Марокко
суровая марокканская жизнь

И тут я понял, что Марокко с меня достаточно. Меня утомили повсеместные приставалы, мечети вокруг и одинаковые арабские города. Этой недели, проведенной тут, мне хватило с лихвой. Я выписался из отеля, дошел до главных ворот старого города и заказал себе такси в аэропорт, предварительно поторговавшись и скинув половину предложенной цены. Мой бюджетный рейс авиакомпании Ryanair в Венецию улетал уже через пару часов. Как я уже упомянул раньше, запомнились и понравились мне только два города, Марракеш и Шефшауэн. Но в целом я не уверен, приеду ли в Марокко снова.

#Фес #Танжер #Марокко #Марракеш #Касабланка #Агадир #Шефшауэн

Полезные ссылки: Поиск недорогих авиабилетов Забронировать отель дешевле Страховка для путешествий Получить выплату за задержку рейса